В Советском Союзе маркетинга не было. Но это не мешало нашим согражданам поднимать уровень продаж на запредельные высоты

В Советском Союзе маркетинга не было. Но простые люди торговать умели. Для этого они пользовались интуицией, смекалкой и методом научного тыка

Информация - двигатель торговли

В древние времена, вся информация ценилась на вес золота. Эволюция только начиналась, поэтому любая новость была жизненно необходима. В Стране Советов ценить было нечего: газеты писали про заседания политбюро, телевизоры показывали эти заседания.

Небольшой посёлок на юге России. Дома в основном частные. Практически в каждом доме держали какую-нибудь живность: куры, свиньи, гуси, утки. Пенсионерка баба Даша имела двух коров. Молоко продавала местным селянам. Цену не ломила. Качество выдерживала. Всё шло хорошо пока в посёлке не стали строить многоэтажные дома. Людей стало больше, и как следствие появились конкуренты.
Началась борьба за молочных покупателей. И тогда баба Даша стала рассказывать своим покупателям интересные новости, из категории «люди говорят» . Но так как в газетах и по телевизору ничего подобного не сообщалось, то местные жители, очень быстро окрестили пенсионерку — безобидной придумщицей. Так бывает.

ЧУДАКОВАТОСТЬ — ЭТО СЛЕДСТВИЕ ВОЗРАСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 

Прошло несколько месяцев. И народ стал замечать интересные факты. Сплетни бабы Даши стали оправдываться: что-то проскочило в телевизоре, кто-то приехал из столицы и подтвердил событие, о котором пенсионерка рассказывала накануне. Кое-что рассказывали моряки загранплавания. Через два месяца, около дома «чудаковатой придумщицы», стала выстраиваться очередь. Народ шёл не столько за молоком, сколько за полезной информацией.

Самоутвердиться в обществе, обратить на себя внимание, произвести впечатление грамотного человека — всё это позволяет сделать ценная информация. И отсюда уже как следствие: новые знакомства, повышение по службе, уважение окружающих. 

После того как появились конкуренты, баба Даша стала по ночам слушать вражеские голоса.

Вражеские голоса — это иностранное радиовещание на территории СССР. Велось рядом радиостанций (в первую очередь, «Голос Америки», Радио «Свобода», «Немецкая волна»)

Прослушивать западные радиостанции было затруднительно. Сигнал постоянно глушился. Интересные новости приходилось буквально «добывать». Вот таким нехитрым способом, пенсионерка держала в молочной зависимости, несколько десятков жителей в небольшом посёлке где-то на юге Советской России.

Добрые дела в сочетании с разумом, удовлетворяют финансовые интересы

Центральный рынок в провинциальном городке. Профессиональные продавцы арендуют прилавки. Любители располагаются прямо на земле. Разрывают картонные коробки, делают настил, и на него выкладывают товар. Среди любителей был один чудаковатый продавец. Так о нём отзывались покупатели. Он всегда торговал на одном месте. В качестве настила использовал газету. А вот его товар, сильно выделялся из общей картины городского рынка. На газетке можно было увидеть: старый велосипедный звонок, ржавую ручку от мясорубки, непонятные железки, полуразорванные книги. Вид у товара был не презентабельный, и как сказал местный горожанин: «Что из этого хлама он пытается продать?»

Верно подмечено. Сложно дать адекватную оценку человеку, который платит за место на базаре, но при этом ничего не пытается продать. Даже при острой необходимости, грязную ржавую ручку от мясорубки, никто покупать не будет. Но чудаковатым его считали только покупатели. Для торговцев рынка, коллег по цеху, он был не просто нормальным, но и полезным. Хлам на газетке — это повод легализоваться на городском рынке. В его сумке лежал двухлитровый термос, заряженный алкоголем. Он продавал торговцам горячительный напиток: по-гло-то-чно. Никакого дискомфорта для посетителей. Покупатели видели: как один человек угощает другого из своего термоса. Это нормально. Все работники рынка пользуются термосами. Особенно зимой.

Бабушки продающие семечки - богини торговли

Перроны, вокзалы, городские улицы — везде добрые бабульки, сорок лет назад, продавали семечки прямо из ведра. Кульки делали из газет. В качестве дозатора гранёный стакан: большой и маленький. Покупатель подходил к семечкам, пробовал, и если размер, вкус и цвет его устраивали, то делал заказ. Бабулька нагребала стакан семечек. Высыпала в кулёк. А дальше магический трюк: правой рукой, бабушка брала щепотку семечек из ведра, и кидала в кулек со словами: «Я тебе ещё добавлю, сынок!»

И «сынок» , в следующий раз, как загипнотизированный, покупал семечки у этой же старушки. Этот жест доброй воли, в виде щепотки бесплатных семечек, называется правилом взаимного обмена. Википедия даёт пояснение:

Этим приёмом сейчас активно пользуются в сфере торговли: бонусы, скидки, подарки.

Юрий пришёл в магазин за хлебом. В центре зала девушка модельной внешности презентовала колбасу. Красиво рассказывала о пользе оного продукта. Показывала награды за качество. Угощала бесплатно всех желающих. И почему бы не попробовать, подумал Юрий. Зажевал пару кусочков. А дальше, как в тумане. Юрий пришёл домой не только с хлебом, но и с колбасой. Всё верно. Сработало правило взаимного обмена.

И вот откуда бабульки прознали эти правила? Маркетинга в Советском Союзе не было. Граница надёжно закрыта железным занавесом. А народ свято верил в светлое будущее и двигался к цели.